Дополнительный раздел
Краткая презентация Основной общеобразовательной программы муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада присмотра и
оздоровления № 341 (далее Программа)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и
федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими
видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Построение образовательного процесса предполагает использование адекватных
возрасту формах работы с детьми, преимущественное использование нагляднопрактических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий,
элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра, которая представлена как важнейшее средство
социализации ребенка. Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что
соответствует задачам развития и способствует сохранению специфики дошкольного
детства
Цель программы: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
социализации ребенка. Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что
соответствует задачам развития и способствует сохранению специфики дошкольного
детства.
дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций
Задачи
Обязательная часть
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (далее – вариативная
часть)
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
формирование духовного начала в каждом воспитаннике детского сада на основе
ознакомления с родным краем;
развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению;
развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой,
дыхательной и нервной систем;
Принципы и подходы к формированию Программы
1)
полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)
детского развития;
2)
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3)
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных
представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также
педагогических работников1 (далее вместе – взрослые);
4)
признание
ребёнка
полноценным
участником
(субъектом)
образовательных отношений;
5)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6)
сотрудничество ДОО с семьей;
7)
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
8)
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
9)
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10)
этнокультурной ситуации развития детей.
Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического
развития детей: группа раннего возраста от 1,5 до 3 лет, группа младшего возраста от 3
до 4 лет, группа среднего возраста от 4 до 5 лет, группы старшего дошкольного возраста
от 5 до 7 лет.
Группы какие,
Режим работы
Ссылка на федеральную программу
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №
1028"Об
утверждении федеральной образовательной программыдошкольного образования"
(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) Номер опубликования: 0001202212280044
Дата опубликования: 28.12.2022
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Цель взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей: повышение
педагогической грамотности родителей.
Для решения этой цели используем разнообразные формы работы:
- практические семинары;
- показ для родителей непосредственно образовательной деятельности;
- участие родителей в работе Совета МБДОУ;
- групповые родительские собрания;
- общие родительские собрания;
- консультации;
- участие родителей в проектной деятельности;
- оформление наглядной информации.
Включение родителей в деятельность МБДОУ осуществляется через создание условий
для их участия в планировании, организации и контроле за деятельностью дошкольного
учреждения.
1
Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).
Родители являются активными участниками проводимых в МБДОУ праздников и
развлечений, экскурсий.
Успешное осуществление интеграции семейного и общественного воспитания, переход на
качественно новое содержание и технологии образовательного процесса, изменение стиля
и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи содействует выработке общей
стратегии развития личности ребенка, формированию единого образовательного
пространства.
Задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности
родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей;
- вовлечение в образовательную деятельность дошкольного отделения;
- поддержка образовательных инициатив родителей.
Принципы взаимодействия:
- доверительный диалог,
- миролюбивое партнерство;
- уважение систем ценностей и взглядов родителей;
- учет условий жизни семей воспитанников,
- традиций семейных отношений;
Модель взаимодействия с семьей условно состоит из трех
блоков: Структурно – функциональная модель
взаимодействия ДОУ и семьи
Направлени
е работы:
Сбор
и
анализ
сведений о
родителях и
детях,
выявление
социального
заказа
родителей.
Направление
работы:
Информирование
родителей,
передача
необходимой
информации по
вопросам
сохранения
и
укрепления
здоровья детей,
их обучения и
развития.
Направление
работы:
Организация
продуктивного
общения
всех
участников
образовательного
процесса.
Направление
работы:
Решение
конкретных задач,
связанных
со
здоровьем
и
развитием детей.
Направление
работы:
Анализ
эффективности
мероприятий
Формы
и
методы:
Посещение
семи,
инд.
беседы,
анкетирован
ие,
составление
социального
паспорта
группы, и др.
Формы
и
методы:
Информационные
стенды по правам
детей,
анкетирование,
род.
собрания,
видеофильм
о
жизни
ДОУ,
группы,
совместные
праздники,
инд. и групповые
консультации,
памятки,
«Дни открытых
дверей»,
сайт
ДОУ,мастеркласс,Знакомство
с темой недели;
Педсовет
с
участием
родителей.
Формы
и
методы:
Совместные
выставки,
подготовка
и
проведение
праздников,
спектаклей,
конкурсы,
встречи
с
интересными
людьми,
семейные газеты
и фотоальбомы,
проектная
деятельность.
Формы
и
методы:
Пед.
гостиные,
муз.
гостиные,
род.
клубы,
конкурсы, «Дни
открытых дверей»
(взаимодействи е
на
основе
диалога),
праздники,
консультации –
практикумы,
совместный
досуг.
Формы
и
методы:
Анкетирование
(после
проведенных
мероприятий),
книга
отзывов,
опрос
об
удовлетворенн
ости
формами
взаимодействия ,
образ. услугами.