Печёркиной В.А. РП

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………….

3

1.1.

Цели и задачи Программы…………………………………………………..

3

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы……………………… 5

1.3.

Планируемые результаты……………………………………………………

5

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………….

7

2.1.

Общие положения……………………………………………………………. 7

2.2.

Календарно-тематическое планирование для детей 5-го года жизни…….

8

2.3.

Календарно-тематическое планирование для детей 6-го года жизни…….

12

2.4.

Календарно-тематическое планирование для детей 7-го года жизни…….

14

2.5.

Направления деятельности с детьми с ФФНР и ФНР……………………..

17

2.6.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников……………

21

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………..

23

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы……………………… 23

3.2.

Список литературы…………………………………………………………..

26

2

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цели и задачи Программы
Рабочая программа (модуль) «Логопедическая работа по коррекции речевого развития детей
на логопункте (далее «Программа») предназначена для организации коррекционной
деятельности на логопункте МБДОУ - детского сада № 341 для организации работы с
детьми, имеющими недостатки в речевом развитии.
Дети с нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями компонентов
речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с
нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при
дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех
уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются
нарушения всех компонентов языка.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении
звукопроизношения и фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи:
звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной
степени выраженности. Речь ребѐнка оценивается по четырем уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребѐнка наблюдается полное отсутствие или резкое
ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных
лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся
жестами и мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная
фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные,
глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,
произносительные
возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь
с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития;
на IV уровне речевого развития
при наличии развернутой фразовой речи
наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими
речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия,
неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых
нарушений).
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития,
осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и
поддержку индивидуальности ребенка с нарушениями речи, с ограниченными
возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью.
Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе,
детей с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного
образования.
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с нарушениями
3

речи достигается через решение следующих задач:
 коррекция недостатков психофизического развития детей;
 охрана и укрепление физического и психического детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
 обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
 создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с нарушениями речи как субъекта
отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
 формирование предпосылок учебной деятельности;
 обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушениями речи;
 обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с законодательными нормативными
документами:
 Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам дошкольного образования»;
 Приказом Министерства образования и науки России от 20.09.2013 г. № 1082 «Об
утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных организациях»
 Письмом Министерства образования и науки России от 17.11.2011 г. № 03-877 «О
реализации приказа Министерства образования и науки России от 20.07.2011 г. №
2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического
обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей
дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях»;
 Письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки
России от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
 Положением о логопункте МБДОУ - детского сада № 341;
 С учетом методических рекомендаций Комплексной образовательной программой
дошкольного образования для детей с тяжѐлыми нарушениями речи с 3 до 7 лет. Под
редакцией Н.В. Нищевой, а также в соответствии с Основной общеобразовательной
программой
–
образовательной
программой
дошкольного
образования
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского
сада № 341.
4

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Общие принципы и подходы к формированию программ:
 позитивная социализация ребенка;
 личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и
детей;
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
 сотрудничество с семьей;
 возрастная адекватность образования.
2. Специфические принципы и подходы к формированию программ:
 индивидуализация дошкольного образования детей с нарушениями речи
предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает
возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его
интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;
1.3. Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с
нарушениями речи к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с
нарушениями речи. К концу данного возрастного этапа ребенок:
 проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого)
деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
 понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий,
признаков, состояний, свойств, качеств;
 использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
 различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические
формы);
 использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;
 пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью
взрослого рассказывает по картинке;
 составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь
на игрушки, картинки, из личного опыта;
 владеет простыми формами фонематического анализа;
 использует различные виды интонационных конструкций;
 владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми,
элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими
взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
 в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет
словотворчество;
 сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих
5

впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с
помощью взрослого и самостоятельно).
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы. К концу данного
возрастного этапа ребенок:
 обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
 усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях
окружающего мира;
 употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;
 умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
 правильно употребляет основные грамматические формы слова;
 составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с
элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания,
составляет творческие рассказы;
 владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять
сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых
умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
 осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
(двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми
слогами, односложных);
 правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
 передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к
собеседнику;
 использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции:
словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования
деятельности;
 пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному
материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает
эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
 составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок,
используя графические схемы, наглядные опоры;
 составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;
 владеет предпосылками овладения грамотой.

6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
Программа коррекционной работы обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи,
обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
 осуществление
индивидуально-ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом их
психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
Задачи программы:
 определение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи,
обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности
нарушения;
 коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических,
психологических и медицинских средств воздействия;
 оказание родителям (законным представителям) детей консультативной и
методической помощи по особенностям развития детей и направлениям
коррекционного воздействия.
Программа коррекционной работы предусматривает:
 проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы,
обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с
нарушениями речи с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
 достижение уровня речевого развития, оптимального для ребѐнка, и
обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в
разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;
 обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания
образовательных областей и воспитательных мероприятий;
 психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с
целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми;
организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).
Вариативные формы, способы, методы организации образовательной деятельности:
 образовательные ситуации, предлагаемые для группы детей, исходя из особенностей
их речевого развития (занятия),
 различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра,
театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные
игры, игра-экспериментирование и другие виды игр;
 взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой.
Общими ориентирами в достижении результатов программы коррекционной работы
являются:
 сформированность фонетического компонента языковой способности в
соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;
 совершенствование
лексического,
морфологического
(включая
словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов языковой
способности;
7

 овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их
использования в речевой деятельности;
 сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих
выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным
правилам.
2.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для детей 5-го года
жизни с ОНР
Месяц, неделя
Лексическая тема
Словарь
Сентябрь,
Обследование детей учителем – логопедом. Заполнение речевых карт.
1-4-я недели
Мониторинг развития детей воспитателями, специалистами МБДОУ.
Осень, дождь, туман, туча, ветер, день, ночь, утро,
вечер, дерево, трава, листья, береза, дуб, клен; идти,
Октябрь,
Осень. Названия
дуть, опадать, желтеть, краснеть; я, мы, ты, вы, он,
1 – я неделя
деревьев.
она, оно, они, мой, моя; выше, ниже, один, два, три,
первый, второй, третий, на, в, у, под.
Огород, грядка, парник, теплица, овощи, корзина,
ведро, лопата, морковь, свекла, синий, круглый,
Октябрь,
Огород. Овощи. длинный, вкусный, сладкий, кислый, соленый,
2 – я неделя
собирать, таскать, копать, я, мы, ты, вы, мой, моя,
один, два, три, первый, второй, третий, на, в, у, под.
Сад, фрукты, дерево, ветка, ствол, плод, корзина,
куст, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон,
Октябрь,
собирать, срывать, укладывать, круглый длинный, я,
Сад. Фрукты.
3 – я неделя
мы, вы, ты, он, она, они, оно, мой, моя, мне, твой,
твоя, тебе, вверху, внизу, далеко, близко, один, два,
три, первый, второй, третий, на, в, у, под.
Лес, дерево, куст, дорожка, тропинка, корзина,
лукошко,
полянка,
боровик,
подберезовик,
подосиновик, лисичка, сыроежка, черника, клюква,
Октябрь,
Лес. Грибы и
собирать, срывать, укладывать, я, мы, ты, вы, он, она,
4 – я неделя
лесные ягоды.
они, оно, мой, моя, мне, твой, тебе, твоя, вверху,
внизу, далеко, близко, один, два, три, первый, второй,
третий, на, у, в, под.
Игрушки, мяч, машинка, кукла, мишка, пирамидка,
кубики, юла, флажок, клоун, играть, катать, купать,
кормить,
заводить,
запускать,
нагружать,
Ноябрь,
Игрушки.
закладывать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой,
1 -неделя
моя, мне, твой, твоя, тебе, вверху, внизу, далеко,
близко, спереди, сзади, один, два, три, четыре, пять,
четвертый, пятый, на, в, у, под, с(со)
Одежда, платье, сарафан, кофта, шорты, брюки,
Ноябрь,
Одежда.
футболка, рубашка, куртка, пальто, шапка, шарф,
2 – я неделя
колготки, носки, воротник, рукав, карман, пояс,
8

Ноябрь,
3 – я неделя

Ноябрь,
4 – я неделя

Декабрь,
1 – я неделя

Декабрь,
2 – я неделя

Декабрь,
3 – я неделя

Декабрь,
4 – я неделя

Январь,
2 – я неделя

Январь,
3 – я неделя

пуговица, петля, надевать, одевать, носить,
завязывать, застегивать, наш, ваш, два, три, четыре,
пять.
Обувь, тапки, туфли, босоножки, ботинки, кроссовки,
сапоги, удобный, легкий, надевать, обувать, носить,
Обувь.
ходить, бегать, прыгать, топать, протирать, сушить,
мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два,
три, четыре, пять, на, в, у, под, с(со).
Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул,
комод, полка, сутки, утро, день, вечер, ночь, сидеть,
Мебель.
лежать, вешать, ставить, хранить, я, мы, ты, вы, он,
она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш,
нам, один, два, три, в, на, у, под, с.
Кухня, посуда, кастрюля, миска, сковорода, чайник,
тарелка, стакан, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож,
Кухня. Посуда. сутки, фарфоровый, стеклянный, металлический,
хранить, варить, жарить, готовить, есть, пить,
поровну, одинаково, столько же, на, в, у, под, с(со).
Зима, птица, снег, лед, мороз, метель, вьюга,
снежинка, кормушка, зерно, встречать, кормить,
Зима. Зимующие насыпать, дуть, завывать, засыпать, покрывать,
птицы.
замерзать, помогать, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они,
мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, на, в, у, под,
с(со).
Растение, кактус, герань, толстянка, горшок, лейка,
стебель, лист, цветок, насыпать, рыхлить, поливать,
ухаживать, расти, цвести, вверху, внизу, спереди,
Комнатные
сзади, слева, справа, вчера, сегодня, завтра,
растения.
комнатный, красивый, красный, зеленый, я, мы, ты,
вы, он, она, оно, они, мне, тебе, мой, моя, твой, твоя,
на, в, у, под, с(со).
Праздник, хоровод, танец, пляска, песня, Дед Мороз,
Снегурочка, мешок, подарок, елка, ветка, игрушка,
Новогодний
гирлянда, свеча, флажок, радость, смех, поздравлять,
праздник.
встречать, дарить, получать, красный, синий,
пушистый, треугольный, круглый, квадратный.
Птица, петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь,
гусята, индюк, индюшонок, корм, зерно, пруд,
кормушка, кормить, ухаживать, плавать, пасти,
Домашние
клевать, ловить, разгребать, домашний, пушистый,
птицы.
разноцветный, голосистый, пестрый, один, два, три,
четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый,
пятый, в, у, на, под, с, со.
Домашние
Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова,
животные и их лошадь, коза, свинья, овца, баран, кошка, рога, хвост,
9

детеныши.

Январь,
4 – я неделя

Февраль,
1 – я неделя

Февраль,
2 – я неделя

Февраль,
3 – я неделя

Февраль,
4 – я неделя

Март,
1 – я неделя

Март,
2 – я неделя

Март,
3 – я неделя

ухо, шерсть, кормить, поить, мыть, чистить, убирать,
давать, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний,
пушистый, белый, в, на, у, под, с, со, за.
Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, заяц,
медведь, белка, лось, лисенок, медвежонок, зайчонок,
Дикие животные
голова, уши, хвост, сутки, утро, день, вечер, ночь,
и их детеныши.
много, мало, больше, меньше, вверху, внизу, впереди,
сзади, он, она, они, оно, в, на, у, под, с, со, за.
Магазин, продавец, прилавок, витрина, весы, пакет,
касса, сумка, кошелек, деньги, сдача, сутки, утро,
Профессии.
день, вечер, ночь, покупать, платить, взвешивать,
Продавец.
получать, много, мало, больше, меньше, столько же,
внизу, вверху, справа, слева, в, на, под, у, с, со, за.
Почта, почтальон, газета, журнал, письмо, открытка,
посылка, разносить, получать, отправлять, много,
Профессии.
мало, больше, меньше, столько же, один, два, три,
Почтальон.
четыре, пять, вверху, внизу, справа, слева, в, на, у,
под, с, со.
Транспорт, улица, автобус, трамвай, метро, машина,
самолет, корабль, колесо, кузов, хвост, крыло, ехать,
плыть, лететь, везти, много, мало, вчера, сегодня,
Транспорт.
завтра, больше, меньше, столько же, он, она, оно,
они, вверху, внизу, спереди, сзади, в, на, у, под, с, со,
за.
Транспорт, шофер, водитель, летчик, капитан,
кондуктор, руль, штурвал, билет, сутки, утро, день,
Профессии на
вечер, ночь, управлять, водить, продавать, получать,
транспорте.
много, мало, больше, меньше, столько же, он, она,
оно, они, в, у, на, под, с, со, за.
Весна, год, зима, солнце, капель, ручей, проталина,
подснежник, птица, день, вечер, утро, ночь,
Весна.
пригревать, таять, звенеть, появляться, чирикать,
теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно, много,
мало.
Мама, бабушка, сестра, тетя, праздник, букет,
подарок, рисунок, поделка, тюльпан, врач, учитель,
Мамин
инженер, продавец, поздравлять, петь, дарить,
праздник.
желать, работать, учить, много, весело, я, мы, ты, вы,
Профессии мам.
он, она, оно, они, мне, тебе, нам, вам, в, на, под, с, со,
за, у.
Цветок, подснежник, мать-и-мачеха, стебель, листок,
проталинка, сутки, утро, день, вечер, ночь,
Первые весенние
появляться, расти, цвести, нежный, тонкий, хрупкий,
цветы.
тепло, холодно, много, мало, вверху, внизу, сзади,
спереди, слева, справа, в, на, у, под, с, со, за.
10

Март,
4 – я неделя

Апрель,
1 – я неделя

Апрель,
2 – я неделя

Апрель,
3 – я неделя

Апрель,
4 – я неделя

Май,
1 – я неделя

Май,
2 – я неделя

Май,
3 – я неделя

Май,
4 – я неделя

Растение, бегония, фиалка, стебель. Листья, бутон,
Цветущие
горшок, земля, лейка, расти, цвести, ухаживать,
комнатные
поливать, рыхлить, протирать, украшать, красивый,
растения.
нежный, белый, розовый, голубой, много, мало,
вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади.
Животное, детеныш, нора, дупло, берлога, лиса,
лисенок, заяц, зайчонок, волк, волчонок, белка,
Дикие животные
бельчонок, медведь, медвежонок, голова, лапа, ухо,
весной.
хвост, шубка, выходить, растить, менять, линять,
тепло, холодно, в, на, у, под, с, со, за, над.
Животное, детеныш, корова, теленок, коза, козленок,
Домашние
лошадь, свинья, кошка, собака, хвост, лапа, ухо,
животные
голова, мычать, хрюкать, мяукать, лаять, приносить,
весной.
ухаживать, кормить, поить, любить, дружить,
домашний, ласковый, белый, черный, полосатый.
Птица, грач, скворец, ласточка, хвост, клюв, крыло,
прилетать, выть, выводить, искать, кормить,
Птицы
большой, маленький, больше, меньше, одинаково,
прилетели.
вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа,
посередине.
Насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей,
крыло, глаз, летать, жужжать, порхать, утро, день,
Насекомые.
вечер, ночь, больше, меньше, одинаково, вверху,
внизу, сзади, спереди, посередине, слева, справа, в
центре.
Рыбка, меченосец, гуппи, хвост, плавник, аквариум,
Рыбки в
вода, водоросли, камень, песок, утро, день, вечер,
аквариуме.
ночь, большой, маленький, красный, золотой,
разноцветный, в. На, у, под, с, со, за, над.
Город, улица, площадь, река, мост, красивый,
Наш город. Моя прекрасный, строить, стоять, жить, любить, больше,
улица.
меньше, посередине, в центре, сзади, спереди, слева,
справа.
Улица, дорога, тротуар, пешеход, переход, светофор,
Правила
машина, автобус, троллейбус, трамвай, такси,
дорожного
милиционер, красный, желтый, зеленый, в, на, у, под,
движения.
с, со, за, над.
Лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист,
одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, лютик,
Лето. Цветы на
расти, собирать, украшать, утро, день, вечер, ночь,
лугу.
больше, меньше, короче, длиннее, одинаково, выше,
ниже, в, на, у, под, с, со, за, над.

11

2.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для детей 6-го года
жизни с ОНР
Месяц,
Лексическая
Словарь
неделя
тема
Сентябрь
Обследование детей учителем – логопедом. Заполнение речевых карт.
Осень, ранняя осень, поздняя осень, породы
Осень. Признаки деревьев, холодает, моросит, дует, опадают, вянут,
Октябрь,
осени. Деревья засыхают, убирают, дождь, ветер, туча, лист,
1 – я неделя
осенью.
листопад, дерево, ствол, ветка, корень, куст, ель,
осина.
Урожай, помидор, огурец, лук, морковь, капуста,
Октябрь,
Огород. Овощи. свекла, картофель, кабачок, баклажан, срезать,
2 – я неделя
разрезать, морковный, в, на, у, под.
Яблоко, груша, апельсин, банан, яблочный,
Октябрь,
грушевый, сливовый, апельсиновый, лимонный,
Сад. Фрукты.
3 – я неделя
фрукты, один, два, три, четыре, пять, первый,
второй, третий, четвертый, пятый.
Мухомор, подосиновик, лисичка, земляника,
Октябрь,
Лес. Грибы и
малина, черника, клюква, лес, болото, ножка,
4 – я неделя
лесные ягоды.
шляпка, ягоды, грибы, ягодный, грибной, пять,
шесть, пятый, шестой.
Летняя одежда, осенняя одежда, зимняя одежда,
Ноябрь,
повесить,
развесить,
вывесить,
шерстяной,
Одежда.
1 – я неделя
шелковый, мой, твой, наш, ваш, его, ее, кофточка,
носочек, свитерок, новый, старый, одевать.
Летняя обувь, осенняя обувь, зимняя обувь,
Ноябрь,
кожаные, резиновые, замшевые, обувать, обуваться,
Обувь.
2 – я неделя
в, на, у, под, над, старый, новый, шесть, семь,
шестой, седьмой.
Мячик, куколка, пирамидка, машинка, выезжает,
Ноябрь,
Игрушки.
заезжает, отъезжает, переезжает, объезжает,
3 – я неделя
съезжает, въезжает, в, на, у, под, над, за.
Посуда, чайная посуда, столовая посуда, кухонная
Ноябрь,
посуда, кастрюль, по кастрюлям, кастрюлями, в
Посуда.
4 – я неделя
кастрюлях, семь, восемь, девять, десять, седьмой,
восьмой, девятый, десятый.
Зима, снег, снежинка, гололед, метель, вьюга,
Декабрь,
Зима. Зимующие поземка, снегопад, сугроб, узор, ворона, сорока,
1 – я неделя
птицы.
воробей, снегирь, синица, голубь, крыло, хвост,
клюв, туловище, кормушка, корм, помощь.
Корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, хлев.
Домашние
Декабрь,
Коровник, конюшня, запасы, сено, пойло, корм, в,
животные
2 – я неделя
на, у, под, над, за, с, теленок, ягненок, котенок,
зимой.
щенок, жеребенок.
Декабрь,
Дикие животные Лиса, медведь, волк, заяц, лисий, волчий, заячий,
12

3 – я неделя

Декабрь,
4 – я неделя
Январь,
1 – я неделя
Январь,
2 – я неделя

зимой.

Новый год.

медвежий, нора, жилище, мех, барсук, енот, еж,
белка, берлога, выследить, отследить, кормить,
кормиться, рыженький, серенький.
Елка, карнавал, хоровод, маска, подарок, повесить,
развесить, вывесить, украсить.
У детей зимние каникулы.

Мебель.

Январь,
3 – я неделя

Грузовой и
пассажирский
транспорт.

Январь,
4 – я неделя

Профессии на
транспорте.

Февраль,
1 – я неделя

Детский сад.
Профессии.

Февраль,
2 – я неделя

Ателье.
Закройщица.

Февраль,
3- я неделя

Наша Армия.

Февраль,
4 – я неделя

Стройка.
Профессии
строителей.

Март,
1 – я неделя

Весна. Мамин
праздник.

Март,
2 – я неделя

Комнатные
растения.

Март,
3 – я неделя

Пресноводные и
аквариумные
рыбы.

Март,
4 – я неделя

Наш город.

Апрель,
1 – я неделя

Весенние
работы на селе.

Шкаф, стол, стул, диван, кресло, кровать, тумба,
полка, стенка, дверца, ножка,
Машина, грузовик, самолет, автобус, троллейбус,
трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль,
грузовой транспорт, пассажирский транспорт.
Шофер, водитель, машинист, летчик, капитан,
кондуктор, управляет, управляют, в, на, у, под, над,
с, со, за, из.
Логопед, повар, прачка, врач, воспитатель,
опытный воспитатель, опытным воспитателем, два
воспитателя, пять воспитателей.
Портниха, закройщица, приемщица, пришивать,
вышивать, зашивать, нашивать, платья, по платью,
платьем, на платье.
Пограничник, моряк, летчик, танк, пушка, ракета,
ракетчик, граница, держава, сегодня, вчера, завтра,
раньше, скоро.
Каменщик, кровельщик, штукатур, маляр, плотник,
подвозить, привозить, вывозить, два строителя,
пять строителей.
Весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель,
проталина, ручей, лужа, ручей, льдина, почка, мать
–и- мачеха, подснежник, верба, гнездо, ранняя
весна, поздняя весна, перелетные птицы.
Растение, стебель, листья, корни, бутоны, цветы,
кашпо, поддон, грунт, лейка, опрыскиватель,
сажать,
ухаживать,
рыхлить,
поливать,
подкармливать, опрыскивать, применять.
Рыбы, аквариумные рыбы, заводить, разводить,
кормить, чистить, сажать, пресноводные, рыбий,
рыбья, красненький, малюсенький.
Наш город, река, парк, сквер, летний сад, выше,
самый высокий, ниже, самый низкий, поезд метро,
троллейбус, трамвай.
Весна, сев, фермер, трактор, плуг, борона, сеялка,
семена, стадо, ферма, корма, сад, дерево, побелка,
пахать, боронить, сеять, пасти, перекапывать,
сажать, весенний, коровий, тепло – холодно.
13

Апрель,
2 – я неделя

Космос.

Апрель,
3 – я неделя

Откуда хлеб
пришел.

Апрель,
4- я неделя

Почта.

Май,
1 – я неделя

Рыбки в
аквариуме.

Май,
2 – я неделя

Правила
дорожного
движения.

Май,
3 – я неделя

Лето.
Насекомые.

Май,
4 – я неделя

Лето. Цветы на
лугу.

Космос, планета, звезда, созвездие, Млечный путь,
затмение, космонавт, астроном, тепло – холодно,
темно – светло, Солнечная система, покорять,
изучать, исследовать.
Весна, сев, трактор, фермер, плуг, борона, сеялка,
семена. Лето, комбайн, комбайнер, уборка,
элеватор, зерно, мука, хлебозавод, пекарь, печь,
батон, булка.
Почта, почтальон, бандероль, марка, конверт,
квитанция, газета тонкая, а журнал толстый,
детский журнал.
Рыбка, меченосец, гуппи, хвост, плавник, аквариум,
вода, водоросли, камень, песок, утро, день, вечер,
ночь, большой, маленький, красный, золотой,
разноцветный, в, на, у, под, с, со, за, над.
Дорожная разметка, светофор, регулировщик,
пешеход, водитель, правила дорожного движения,
один светофор, два светофора, три светофора,
четыре светофора, пять светофоров.
Насекомые, лето, луг, полянка, цветы, тепло –
холодно, жук, стрекоза, муха, пчела, божья коровка,
комар, гусеница, бабочка.
Лето, солнце, небо, трава, цветок, дерево, лист,
одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, лютик,
красный, желтый, синий, зеленый, белый, голубой,
розовый, душистый, красивый, разноцветный,
расти, украшать, собирать, один, два, три, четыре,
пять, больше, меньше, выше, ниже, длиннее,
короче, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху,
внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в
центре, в, на, у, под, с (со), за, над

2.4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для детей 7-го года
жизни с ОНР
Лексическая
Месяц, неделя
Словарь
тема
Сентябрь,
Обследование детей учителем логопедом. Заполнение речевых карт.
1-2-3- недели
Заморозок – заморозки, осень, листочек, ветрище,
Осень. Осенние
Сентябрь,
травинка, тучка, ветерок, листопад, красный, желтый,
месяцы. Деревья
4 – я неделя
алый, багряный, золотой, затяжные дожди, темная
осенью.
туча, промозглая погода.
Овощи. Труд
Лучок, картошечка, кочанище, репище, морковинка,
Октябрь,
взрослых на
морковный, овощной, огород, теплица, поле,
1 – я неделя
полях и
выкопать, вскопать, перекопать.
огородах.
14

Октябрь,
2 – я неделя

Октябрь,
3 – я неделя

Октябрь,
4 – я неделя

Ноябрь,
1 – я неделя

Ноябрь,
2 – я неделя

Ноябрь,
3 – я неделя

Ноябрь,
4 – я неделя

Декабрь,
1 – я неделя

Декабрь.
2 – я неделя

Декабрь,

Фрукты. Труд
взрослых в
садах.
Насекомые.
Подготовка
насекомых к
зиме.
Перелетные
птицы.
Водоплавающие
птицы.
Подготовка птиц
к отлету.
Поздняя осень.
Грибы, ягоды.
Домашние
животные и их
детеныши.
Содержание
домашних
животных.
Дикие животные
и их детеныши.
Подготовка
животных к
зиме.

Лимончик, яблочко, апельсинище, яблочный,
грушевый,
лимонный,
собирать,
выбирать,
перебирать, подбирать, кругленький, гладенький,
крепенький, желтенький.
Насекомые, стрекоза, жучок, стрекозище, прятаться,
спрятаться, запрятаться, перепрятаться, кругленький,
маленький.
Гусь, утка, кукушка, иволга, длинноногие журавли,
грач, полетать, улетать, прилетать, перелетать,
подлетать, уточка, лебедушка, кукушечка, быстрая,
стремительная ласточка.
Брусничка, клюковка, клюквинка, подосиновичек,
брусника, лисичка, волнушка, созревать, вызревать,
дозревать, сушить, высушить, пересушить, насушить,
малина, грибы.
Кошечка, песик, хвостище, животновод, серенький,
пушистенький, кошачий, свиной, кроличьи, лохматая
собака, длинногривые кони, пастись, питаться, пьет,
попил.
Лисичка, барсучок, лапища, шустренький, беленький,
лисий, заячий, медвежий, бурый медведь, коварная
хитрая лиса, длинноногие лоси, готовиться,
запасаться.

Шапочка,
шарфик,
пальтишко,
тепленький,
Осенние одежда,
шелковый, шерстяной, вельветовый, кофта, свитер,
обувь, головные
одеваться, обуваться, надевает, надел, наденет,
уборы.
колготочки, кофточки, мохнатая пушистая шубка.
Зима. Зимние
Холодный,
снежный,
снегопад,
круговерть,
месяцы.
снегоуборочный, заснеженный, метелица метет,
Зимующие
снежная горка, вороний, воробьиный, из-за, из-под,
птицы.
между, через, около, возле.
Мебель.
Назначение
Стол, столяр, столешница, столовая, застолье,
мебели. Части
стульчик,
кроватка,
выше,
мягче,
удобнее,
мебели.
гладенький, мягонький, деревянный, кожаный,
Материалы, из
стеклянный, полированный, блестящий.
которых сделана
мебель.
Посуда, виды
Посуда, посудомойка, посудомоечная машина,
15

3 – я неделя

Декабрь,
4 – я неделя

посуды.
Материалы, из
которых сделана
посуда.
Новый год.

Январь,
1 – я неделя
Январь,
2 – я неделя
Январь,
3 – я неделя

Профессии.
Трудовые
действия.

Январь,
4 – я неделя

Труд на селе
зимой.

Февраль,
1 – я неделя

Орудия труда.
Инструменты.
Животные
жарких стран и
их детеныши.
Комнатные
растения и уход
за ними.
Животный мир
морей и океанов.
Аквариумные и
пресноводные
рыбы.
Ранняя весна.
Весенние
месяцы. Первые
весенние цветы.
Мамин
праздник.

Февраль,
3 – я неделя

Февраль,
4 – я неделя

Март,
1 – я неделя

Елка, праздник, шишка. Подарки, фонарик, шишечка,
хлопушка, хлопушечка, повешу, буду вешать,
еловый, кедровый, сосновый.
У детей зимние каникулы.

Транспорт.
Виды
транспорта.

Февраль,
2 – я неделя

чайный, кофейный, столовый, кухонный, вымыть,
помыть, перемыть, намыть, ножик, тарелочка,
остренький, стеклянный кувшин, фарфоровые чашки.

Март,
2 – я неделя

Наша родина –
Россия.

Март,
3- я неделя

Москва –
столица России.

Март,

Наш родной

Транспорт, дорога, дорожный, вертолет, самолет,
вездеход, фара, крыло, кабина, трамвай, машина,
троллейбус, шире, уже, выше, ниже, меньше, больше,
короче, длиннее.
Водить, водитель, врач, учитель, шофер, опытный
врач, опытного врача, опытному врачу, шире, уже,
выше, ниже, меньше, больше, короче, длиннее.
Скотник, тракторист, телятница, пахать, вспахать,
перепахать, работать, работник, рабочий, шире, уже,
ниже, выше, короче, длиннее, левее, правее.
Дрель, пила, топор, рубанок, стамеска, мастерок,
пилить, напилить, выпилить, спилить, перепилить.
Лев, тигр, жираф, бегемот, мартышка, слон,
слоненок,
слониха,
слоновий,
слоновник,
крокодильи, тигриные, львиные.
Кактус, фиалка, монстера, фикус, герань, поливать,
лейка, полив, перелить, лить, полить, налить, вылить,
долить, из-за, из-под, между, через, около, возле.
Кит, конек, краб, осьминог, морская звезда, горбуша,
сельдь, китовый, осминожий, крабий, рыбий, плыть,
доплыть, переплыть, выплыть, уплыть, гуппи,
скалярия, меченосец.
Ледоход, первоцвет, половодье, проталина, рыхлый
грязный снег, прекрасный цветок, ландыши,
подснежник, мать-и-мачеха, между, через, около, изза, из-под, возле.
Красивая, могучая, сильная, прекрасная, любимая,
родина, родить, родной, род, родители, между, около,
возле, из-за, из-под.
Красивая, прекрасная, великолепная столица,
белокаменная,
стол,
престол,
столица,
первопрестольная, столичный.
Город,
улица,
парк,
сквер,
прекрасный,
16

4 – я неделя

город.

Апрель,
1 – я неделя

Мы читаем.
Творчество
С.Я. Маршака.

Апрель,
2 – я неделя
Апрель,
3 – я неделя
Апрель,
4 – я неделя

Май,
2 – я неделя

Май,
3 – я неделя
Май,
4 – я неделя

Мы читаем.
Творчество
К.И.Чуковского.
Мы читаем.
Творчество
С.В.Михалкова
Мы читаем.
Творчество
А.Л.Барто
Поздняя весна.
Растения и
животные
весной.
Перелетные
птицы весной.
Мы читаем.
Творчество
А.С.Пушкина.
Скоро в школу.
Школьные
принадлежности
.

великолепный,
град,
городской,
горожанка,
горожанин, екатеринбуржец, екатеринбурженка.
Стихи, книга, читать, читатель, читательский, чтение,
между, через, около, возле, из-за, из-под, интереснее,
самый
интересный.
Книга,
книжный,
стихи,
читать,
читательский, чтение, между, через, возле,
под, интереснее, самый интересный.
Книга,
книжный,
стихи,
читать,
читательский, чтение, между, через, возле,
под, герой, геройский, героический.
Книга,
книжный,
стихи,
читать,
читательский, чтение, между, через, возле,
под.

читатель,
из-за, изчитатель,
из-за, изчитатель,
из-за, из-

Многозначные слова (солнце печет, мама печет
блины), однокоренными словами (цветы, цветочный,
цветочница), навыки согласования числительных с
существительными (три ромашки, семь ромашек,
трех ромашек, семи ромашек).
Между, около, возле, из-за, из-под, через.

Школа, ученик, учитель, учить, парта, класс, научусь,
буду учиться, ранец, пенал, тетради, карандаши.

2.5. Направления деятельности с детьми с ФФНР и ФНР
Формирование произношения
 Правильное произношение звуков, уточненных или исправленных на
индивидуальных занятиях.
 Практическое употребление различных слоговых структур и слов различного
звуко-слогового состава.
 Развитие фонематического слуха на основе четкого различения звуков по
признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.
 Совершенствование функции звукового анализа и синтеза: обучение усложненным
формам звукового анализа и синтеза (количество и порядок звуков в словах,
преобразование слов).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия
Цели занятия
1. Звук У
Уточнение правильной артикуляции звука
17

2. Звук А

3. Звук И

4. Звуки П-П’

5. Звук Э

6. Звуки Т-Т’

7. Звуки К-К’

8. Звуки М-М’

9. Звук Л’

10. Звук О

11. Звуки Х-Х’

12. Звук Й

13. Звук Ы

14. Звуки Ы-И

Выделение начального ударного гласного
Выделение из ряда гласных звуков
Уточнение правильной артикуляции звука
Дифференциация А от всех других гласных звуков
Выделение начального ударного гласного
Уточнение правильной артикуляции звука
Дифференциация И от всех других гласных звуков на слух
Анализ звукового ряда гласных
Уточнение правильной артикуляции звуков
Дать понятие «согласный звук», «мягкий согласный», «твердый
согласный»
Анализ обратного слога
Дифференциация на слух звуковП-П’
Уточнение правильной артикуляции звука
Дифференциация на слух от всех других гласных звуков
Выделение начального ударного гласного
Уточнение правильной артикуляции звуков Т-Т’
Дифференциация звука Т со звуками Д, К, Т-Т’
Выделение начального и конечного согласного в слове
Уточнение правильной артикуляции звуков К-К’
Дифференциация звуков К-Г-Х на слух; К-К’
Выделение начального и конечного согласного в слове
Уточнение правильной артикуляции звуков М-М’
Дифференциация на слух звуков М-М’; М-Н
Выделение начального и конечного согласного в слове
Уточнение правильной артикуляции звука
Дифференциация на слух звуков Л-Л’
Выделение начального и конечного звука Л’ в слове
Уточнение правильной артикуляции звука
Дифференциация на слух звука О от других гласных звуков
Выделение гласного в позиции после согласного
Уточнение правильной артикуляции звуков
Дифференциация на слух звуков Х-Х’; Х-К-Г
Выделение гласного после согласного (слоги, слова типа «мак»)
Уточнение правильной артикуляции звука
Анализ односложных слов типа «май»
Понятие «мягкий согласный звук»
Уточнение правильной артикуляции звука
Анализ односложных слов типа «мак»
Составление схемы слов типа «мак»
Дифференциация на слух звука Ы от всех других гласных
Дифференциация на слух и в произношении звуков Ы-И
Упражнение в подборе слов с заданным звуком
Анализ и преобразование слов типа «мак»
18

15. Звук С

16. Звуки С-С’

17. Звуки Н-Н’

18. Звуки З-З’

19. Дифференциация
звуков С-С’, З-З’

20. Звуки В-В’

21. Звуки Ф-Ф’

22. Дифференциация
звуков Ф-В, Ф’-В’
23. Звуки Б-Б’
24. Дифференциация
звуков Б-П, Б’-П’

25. Звуки Д-Д’
26. Дифференциация
звуков Т-Д, Т’-Д’
27. Звуки Г- Г’
28. Дифференциация

Дифференциация на слух
Деление слов на слоги
Составление предложений с предлогом «с»
Дифференциация на слух и в произношении
Звуковой и звуко-слоговой анализ двусложных слов
Чтение слов, подбор слов к буквенным схемам
Уточнение правильной артикуляции звуков Н-Н’
Звуковой и звуко-слоговой анализ двусложных слов типа «ноты»
Составление схем слов
Составление предложения со слогом «на»
Уточнение правильной артикуляции звуков
Звуковой и звуко-слоговой анализ двусложных слов типа «зубы»
Чтение слов, подбор слов к буквенным схемам
Дифференциация звуков на слух и в произношении
Выкладывание звуко-слоговых схем
Ударение
Практическое усвоение слогообразующей роли гласных
Уточнение правильной артикуляции звуков
Ударение
Последовательность и количество звуков в словах типа «совы»
Уточнение правильной артикуляции звуков
Анализ двусложных слов типа «кофта»
Составление графических схем
Звуковой и звуко-слоговой анализ двусложных слов типа «кофта»
Дифференциация звуков на слух и в произношении
Выкладывание схем слов типа «кофта»
Ударение
Уточнение правильной артикуляции звуков
Анализ слов типа «банка» (последовательность и количество)
Подбор слов к схеме
Дифференциация на слух и в произношении
Упражнение в подборе слов с заданным звуком
Составление схем слов типа «вилка»
Уточнение правильной артикуляции звуков
Выделение ударного гласного в слове
Анализ слов типа «диван» (последовательность и количество)
Подбор слов с заданным количеством звуков
Дифференциация на слух и в произношении
Составление схем к словам типа «радуга»
Уточнение правильной артикуляции звуков
Анализ трехсложных слов типа «бумага»
Подбор слов с заданным звуком
Умение делить предложения на слова
Дифференциация на слух и в произношении
19

звуков К-Г, К’-Г’

29. Звук Ш

30. Звук Ш
31. Дифференциация
звуков С-Ш
32. Звук Л

33. Дифференциация
звуков Л-Л’

34. Звук Ж

35. Звук Ж

36. Звук Ж

37. Дифференциация
звуков Ж-З
38. Дифференциация
звуков Ж-Ш
39. Звуки Ж-Ш.
Парные согласные
40. Дифференциация
звуков С-Ш, З-Ж
41. Звук Ч

Составление схем к словам типа «голуби»
Упражнение в подборе слов с заданным звуком
Уточнение правильной артикуляции звуков
Анализ слов со стечением согласных типа «шкаф»
Чтение, печатание слов типа «шкаф»
Анализ предложений
Закрепление правильного произношения звука Ш
Определение позиции звука в слове
Составление предложений по схеме
Дифференциация на слух и в произношении
Упражнение в подборе слов со звуком в заданной позиции
Закрепление правильного произношения звука Л
Определение позиции звука в слове
Чтение, печатание слов типа «волк»
Анализ предложений
Дифференциация на слух и в произношении
Подбор слов к схеме
Чтение, печатание слов типа «глаза», «глина»
Уточнение правильной артикуляции звуков
Анализ слов типа «жатва»
Подбор слов к схеме с заданным количеством звуков
Предлог «между»
Уточнение правильной артикуляции звуков
Анализ слов типа «жатва»
Подбор слов к схеме с заданным количеством звуков
Предлог «между»
Уточнение правильной артикуляции звуков
Анализ слов типа «жатва»
Подбор слов к схеме с заданным количеством звуков
Предлог «между»
Дифференциация на слух и в произношении
Преобразование слов
Анализ слов типа «дружок»
Дифференциация на слух и в произношении
Анализ слов типа «кружок»
Подбор слов с заданным звуком
Дифференциация на слух и в произношении
Преобразование слов
Совершенствование навыков звукового анализа
Правильное употребление в речи звуков
Анализ слов со стечением согласных
Анализ предложений
Уточнение правильного произношения
Анализ слов типа «дружок»
20

42. Звук Ц
43. Дифференциация
звуков С-Ц

44. Звук Щ

45. Дифференциация
звуков Ч-Щ

46. Звуки Р-Рь

47. Дифференциация
звуков Р-Л
48. Дифференциация
Рь-Ль

Анализ предложений
Уточнение правильного произношения
Анализ слов типа «царапина»
Учить упражнять в подборе родственных слов
Дифференциация звуков на слух и в произношении
Совершенствование навыков звукового анализа.
Анализ слов типа «синица», «страница»
Уточнение правильного произношения
Анализ слов типа «защита»
Образование причастий
Работа над предложением
Дифференциация звуков на слух и в произношении
Анализ слов типа «Щучка»
Формирование навыков образования и употребления сравнений
степеней прилагательных и наречий.
Дифференциация на слух и в произношении,
Анализ слов различной слоговой структуры,
Изменение существительных и прилагательных по падежам.
Дифференциация на слух и в произношении;
Анализ слов типа «Буратино»;
Образование сложных слов;
Работа с разноприставочными глаголами.
Дифференциация на слух и в произношении;
Анализ слов типа «приливы»;
Подбор родственных слов.

49. Закрепление и
повторение
пройденного
материала.
Контрольные параметры.
1. Правильно произносит звуки речи в различных позициях.
2. Может дать характеристику звука.
3. Правильно произносит слова различной звуко-слоговой структуры.
4. Владеет сложными формами звукового анализа и синтеза (количество, порядок
звуков в 3- 4-х сложных словах
5. Четко дифференцирует все изученные звуки.
6. Различает понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне.
7. Владеет интонационными средствами выразительности речи.
2.6. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе – ключевая задача периода
развития ребенка в период дошкольного возраста.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями направлено на повышение
педагогической культуры родителей. Задача учителя-логопеда – активизировать роль
родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание
21

проблем ребенка.
Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с
семьей, вовлечение родителей в коррекционный процесс для формирования у них
компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
 вовлечение родителей в коррекционный процесс;
 создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском саду;
 повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения
детей.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и учителя-логопеда, включает
следующие направления:
 аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей
ребѐнка с нарушениями речи и предпочтений родителей для согласования
воспитательных воздействий на ребенка;
 коммуникативно-деятельностное - направлено навовлечение родителей в
коррекционный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей
единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
 информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности МБДОУ;
создание
открытого
информационного
пространства
(сайт
МБДОУ,
информационные стенды, папка взаимодействия, рабочие тетради).

22

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение логопедического кабинета.
Игры на развитие ВПФ
1.«Четыре сезона. Лето» развивающая игра
2.«Четыре сезона. Весна» развивающая игра
3.«Четыре сезона. Осень» развивающая игра
4.«Парочки. Птицы»
5.«Парочки. Овощи, фрукты, ягоды, грибы»
6.«Парочки. Насекомые»
7.«Найди пару» логика для малышей
8.«Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Природа»
9.«Развиваем память» карточки-тесты
10.«Где я это видел?»
11.Лото «Двойняшки» Предметы вокруг нас
12.«Что перепутал художник?»
13.«Кто быстрее, кто сильнее?»
14.Лото деревянное «Герои сказок»,
15.Лото деревянное «Кухонная утварь»
16.Лото деревянное «Транспорт»
17.«Соотнеси с цветом» лото
18.«Что сначала, что потом» (от 2 лет)
19.«Что сначала, что потом» (от 3 лет)
20.«Математика» игра-лото
21.«Домик настроений» игра
22.«Зоопарк настроений»
23.«Театр настроений»
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
1. «Кто и что? Живое - неживое» игра-лото
2. «Волшебные коробочки» игра-лото
3. «Одежда, обувь» тематические карточки
4. «В школе. Спорт» тематические карточки
5. «Рыбы морские и пресноводные»
6. «Кто как устроен?» игра-лото
7. «Большие и маленькие»
23

8. «Насекомые» тематические карточки
9. «Ассоциации. Учреждения»
10. «Умный шнурок. Растения»
11. «Умный шнурок. Животные»
13. «Чей хвост?»
14. «Пять чувств» игра
Игры на развитие связной речи
1. «Сказочное попурри»
2. «Речевая тропинка»
3. «Сочинялки»
Игры на развитие слоговой структуры слов
1. «Делим слова на слоги» развивающая игра
2. «Заселяем домики» дидактическая игра
3. «Поймай слог» (логико-малыш)
4. «Составь слово из слогов»
5. «Помоги Незнайке»
Игры на автоматизацию звуков
1. логопедическое лото «Говори правильно Л»
2. логопедическое лото «Говори правильно Л’»
3. логопедическое лото «Говори правильно Р»
4. логопедическое лото «Говори правильно Р’»
5. логопедическое лото «Говори правильно Щ»
6. «Найди и назови» логопедическая игра
7. «Гармошка звуков»
8. комплект карт с упражнениями и играми. «Звук Ш»
Игры на развитие звукового анализа и синтеза
1. «Учимся читать» электровикторина
2. «Азбука» парные карточки
3. «Знаешь ли ты?» (азбука в картинках)
4. «Узор из звуков» игра-лото
5. Лото «Я читаю сам»
6. «Поймай звук» (логико-малыш)
7. «Заселяем домики» дидактическая игра
24

8. «Звуковые бусы» дидактическая игра
9. «Путешествие звуковой пчелки» игра для програмируемого робота Bee-Bot
10. Лепбук «Домик звуков»
11. Конструктор «ТИКО Грамматика»
Игры и игрушки на развитие речевого дыхания
1. «Снегопад» упражнение для речевого дыхания
2. «Листопад» упражнение для речевого дыхания
3. «Футбол» упражнение для речевого дыхания
4. «Ветерок» » упражнение для речевого дыхания
5. «Цветок-вертушка» » упражнение для речевого дыхания
6. «Султанчики» » упражнение для речевого дыхания
7. «Порхающие бабочки» игра для развития речевого дыхания
8. «Птичья стая» игра для развития речевого дыхания
Артикуляционная гимнастика
1. Зонды логопедические для постановки звуков
2. Бумажные платочки, салфетки
3. Ватные палочки
4. Артгимнастика на кубиках
5. Картотека артикуляционной гимнастики
6. Картотека упражнений биоэнергопластики
Игры и игрушки на развитие мелкой моторики
1. Волчки
2. Пирамидки деревянные «Кукла», «Зайчик»
3. Шнуровка-сортер «Корабль»
4. Шнуровка «Ботинок»
5. Шнуровка «Бусы» (геометрические фигуры)
6. «Веселая змейка»
7. «Занимательные помпоны»
8. Синильная проволока (пушистая)
9. Морские камушки на липучках «Построй дорожку», «Выложи узор»
10. Сухой бассейн с крупой и мелкими игрушками «Найди игрушку»
11. Игры с прищепками «Солнышко», «Тучка», «Цветок», «Ёжик».
12. Разъѐмные геометрические фигуры
25

13. Игольчатые мячи
14. Мешочки с наполнением «Овощи», «Фрукты»
15. Геометрические фигуры мелкие
16. Планшет для обводки рисунков
17. «Гусенок» спираль с бусинами
18. «Девочка-дергунчик»
19. Шнуровка «Рыцарь»
20. Шнуровка «Гусар»
21. «Перелетные птицы» вкладыши
22. «Фрукты» вкладыши
23. «Листья деревьев» вкладыши
24. «Настроение» (котята) вкладыши
3.2. Список литературы:
1. Азова Е.А., Чернова О.О.. Учим звуки. Комплект из 4-х тетрадей для детей 5-7 лет. –
М.: ТЦ Сфера, 2010
2. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. «Хочу все знать: рабочая тетрадь по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями» пособие для
логопеда. – М.: изд.центр ВЛАДОС, 2003
3. Бухарина К.Е. «Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и
предметным картинкам» Звуки [р], [р’]. Дифференциация звуков [р], [р’] - [л], [л’].
Спб.: Издательство «Детство - ПРЕСС», 2018
4. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. «Логосказки». – Спб.: КАРО, 2001
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Расскажи, что где находится» Для чтения взрослыми
детям 3-5 лет. – М.: Издательство РОСМЕН – ПРЕСС, 2004
6. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. 10 альбомов для
дошкольников. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017
7. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /Н.В. Нищева. –
изд-е 3-е, перераб. и доп. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019
8. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения звуков [ц], [ч], [щ],
дифференциации звуков [ц]-[с], [ц]-[т’], [ч]-[т’], [ч]- [с’], [щ]-[с’], [щ]-[ч]. – Спб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
9. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения звуков [л], [л’],
дифференциации сонорных звуков и звука [j]. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
10.
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и
дифференциации звуков [ш], [ж], дифференциации звуков [с]-[ш]-[з]-[ж]. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
11.
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и
дифференциации звуков [р], [р’]. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО26

ПРЕСС», 2015
12.
Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для малышей». Пособие для
занятий с детьми 4-6 лет. – Спб.: КОРОНА принт, 2004
13.
Примерная адаптированная основная образовательная программа для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П.
Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под ред. Проф. Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014
14.
Серия «Говорим правильно». Читаем предложения. – Киров : ИП Бурдина С.В.,
2016

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».